Понедельник, 20 ноября 2017
Контрастность        Размер шрифтов  

О правильном питании детей

08.09.2017 14:47:00

О правильном питании детей

Правильное питание детей школьного возраста способствует не только здоровью, но и обеспечивает возможность успешного обучения.

Ученые установили: если питание детей правильно не организовывать, не контролировать, то с возрастом увеличивается количество обучающихся, которые не соблюдают режим. В младшей школе таких детей 25%. Среди старшеклассников – в два раза больше. С возрастом уменьшается регулярное (ежедневное) потребление таких важных для растущего детского организма продуктов, как мясо, молпродукты, крупяные и макаронные изделия, фрукты и увеличивается потребление картофеля, продуктов быстрого приготовления (фаст-фуд). Растет привязанность к острой и жирной пище.

«Шести-семи-часовое пребывание в школе требует восполнения энергозатрат растущего организма, - говорит главный внештатный детский диетолог минздрава Краснодарского края Марина Макаренко. - Но если питание в школе не организовано, пущено на самотек, то, как установили отечественные ученые-гигиенисты, в школьных буфетах дети треть средств тратят на чипсы, столько же – на булочки. 20% от выделенных родителями средств школьники расходуют на газированную воду, 22% – на конфеты, что неправильно и вредит здоровью».

Ученые установили зависимость между питанием и самочувствием школьников, а также между питанием и состоянием здоровья детей.

При недостаточной калорийности суточного рациона питания школьники жалуются на раздражительность и нервозность. Неполноценное питание во время школьных занятий приводит к возникновению чувства голода, сопровождающегося головокружением и плохим настроением. При дефиците витаминов и микроэлементов, например йода, снижаются показатели работоспособности и внимание детей. Какая тут учеба, если ребенку нездоровится! Как заявили диетологи, максимальная выявляемость нарушений, как в организации питания, так и в состоянии здоровья, отмечается у детей подросткового возраста.

Оптимизировать питание детей в период пребывания в школе, а значит улучшить здоровье обучающихся, по мнению Марины Макаренко, возможно:

· строгим соблюдением режима питания в течение дня, в том числе – в период пребывания детей в образовательном учреждении;

· соблюдением продолжительности приемов пищи;

· соблюдением объемов предлагаемой школьникам пищи в соответствии с возрастом детей;

· строгим контролем взрослых – родителей, педагогов, медицинских работников – за питанием детей в течение дня;

· преемственностью питания в школе и дома.

Соблюдение режима питания необходимо для ритмичного восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения.

«Обязательными условиями рационального питания школьников является соблюдение рекомендуемого времени и количества приемов пищи, - советует диетолог Макеранко. - Последних должно быть не менее четырех, а у младших школьников – до пяти».

Интервалы между приемами пищи должны составлять не более 3,5-4 часов. Родителям следует особенно контролировать интервал между последним и первым приемами пищи, который должен быть не более 10-12 часов. Увеличение этих интервалов может привести к развитию так называемой транзиторной гипогликемии или временному снижению уровня глюкозы крови. Следствие - снижение работоспособности и памяти. Чрезмерно же частый прием пищи ухудшает аппетит и тем самым снижает усвояемость пищевых веществ, а значит и эффективность обучения.

«Хочу обратить ваше внимание на соблюдение продолжительности приемов пищи обучающихся в период пребывания в образовательном учреждении – не менее 20 минут», - говорит Марина Леонидовна.

Нарушение режима питания, по информации краевого минздрава, в большей степени характерно для городских, чем для сельских школьников. Если не контролировать соблюдение режима питания, то городские школьники поздно завтракают (в 10-11 часов), поздно обедают (16-17 часов), поздно ужинают (в 21 час и позже). Часто школьники не завтракают дома, и как следствие - нарушают кратность питания. Принимают пищу 3 раза в день вместо положенных 4-5 раз. Нарушения кратности питания выявлены у 38% городских и у четверти школьников села.

Диетологи заяляют о том, что с возрастом у обучающихся увеличивается потребность в пищевых веществах и энергии. Поэтому у школьников с возрастом увеличивается и общий нормируемый вес потребляемой пищи (нетто): у учащихся начальной школы – около 1,5 кг.; у подростков – примерно 2,5 кг. в сутки.

Только правильное питание не только в школе, но и дома, позволит ребенку успешно учиться. Для этого родителям следует непрерывно следить за соблюдением режима и правильности питания своих детей.

к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организации питания обучающихся в общеобразовательных

учреждениях, учреждениях начального и среднего

профессионального образования»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МАССА ПОРЦИЙ БЛЮД (В ГРАММАХ)

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

Название блюд

Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп

с 7 до 11 лет

с 11 лет и старше

Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо

150 – 200

200 - 250

Напитки (чай, какао, сок, компот, молоко, кефир и др.)

200

200

Салат

60 - 100

100 - 150

Суп

200 - 250

250 - 300

Мясо, котлета

80 - 120

100 - 120

Гарнир

150 - 200

180 - 230

Фрукты

100

100

к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организации питания обучающихся в общеобразовательных

учреждениях, учреждениях начального и среднего

профессионального образования»

ПОТРЕБНОСТЬ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОЗРАСТЕС 7 ДО 11 И С 11 ЛЕТ И СТАРШЕ

Название пищевых веществ

Усредненная потребность в пищевых веществах для

обучающихся двух возрастных групп

с 7 до 11 лет

с 11 лет и старше

Белки (г)

77

90

Жиры (г)

79

92

Углеводы (г)

335

383

Энергетическая ценность (ккал)

2350

2713

Витамин B1 (мг)

1,2

1,4

Витамин B2 (мг)

1,4

1,6

Витамин C (мг)

60

70

Витамин A (мг рет. экв)

0,7

0,9

Витамин E (мг ток. экв)

10

12

Кальций (мг)

1100

1200

Фосфор (мг)

1650

1800

Магний (мг)

250

300

Железо (мг)

12

17

Цинк (мг)

10

14

Йод (мг)

0,1

0,12